Сойдись воедино — Явь, Навь, Правь!

Сойдись воедино — Явь, Навь, Правь!

(Единство и неделимость Всебожья в трёх мирах)

Пусть будет сей мир нерушимым: в гармонии, в песне, в дыхании ветра, в гуле прибоя, в шорохе листьев, в деяниях, в совести, в чести.… И так можно перечислять до бесконечности. Три ипостаси Мироздания воистину неделимы! Да и как может быть иначе?
То, что, видят глаза, ощущает тело – это Явь. То, что есть здесь и сейчас – Мир Проявленного, мир материи, мир формы. Всё, что мы ощущаем, рождает в нас мысли, эмоции.
Эмоции – это, чаще всего, нечто бессознательное, ассоциативное, тайное, то есть, Навь, Непроявленное. Далеко не всегда человек осознаёт причинно-следственную связь между событием и эмоциональным восприятием оного. Тем не менее, наше подсознание не дремлет и выдаёт свои реакции, зачастую вызывающие у нас искреннее удивление.
Приведу простой пример: сколько раз бывало, что, встретив какого-либо человека, мы начинаем испытывать к нему неприязнь, хотя внешних предпосылок, вроде бы, не имеется. А через некоторое время данный человек доставляет нам неприятности. Интуиция? Да. Только нельзя её пощупать руками, попробовать на зуб. Она есть, но не в форме. Нечто неосязаемое, но яркое, настойчивое. Просто лежит она в другой плоскости, и восприятием и пятью органами чувств обычно не фиксируется, однако она есть (я не беру в расчёт экстрасенсов и людей, наделённых от природы обострённой чувствительностью восприятия, их не так много, я говорю об обычных людях). Вот вам, пожалуйста, пример Нави, мира Непроявленного, который тесно переплетается с Явью, как сознание и подсознание.
Теперь попробую объяснить неделимость Прави от Нави и Яви. Правь – это Кон. Канон Вселенной, канон Кармы, каноны развития, опять же каноны причинно-следственной связи, то есть каноны, влияющие, как на песчинку, так и на всю Вселенную в целом. Человек же – неотъемлемая часть Мироздания, поэтому, все эти каноны распространяются и на него не в меньшей степени.
Наше эволюционирующее сознание, соединяясь с Правью, порождает кодекс чести, совесть, понятие долга, ответственности, а постольку, поскольку Правь не говорит с нашим сознанием на вербальном уровне, в смысле – словами, оно изъясняется языком символов, а это уже более тонкая материя, это подсознание, то есть язык Нави. Вот так всё и переплетается друг с другом, что ни отделить, ни оторвать друг от друга просто невозможно.
Человека я в пример приводила, чтобы всё было более понятно, наглядно, меньше вызывало вопросов; потому, что и в Природе всё обстоит точно так же, только ещё более гармонично. Мир Природы, в отличие от человека с его моралью и социальными законами (что есть порождение ума), обычно не противопоставляет инстинкты (читай, бессознательное) сознанию, полностью подчиняясь законам Мироздания. Хотя, человека и Природу так же отделить друг от друга невозможно, как и три ипостаси Бытия. Всё едино! Все проявления сплетаются между собой, вытекая одно из другого, и образуют прекраснейший в своей уникальности и сложности многообразия узор Бытия. Следовательно, все, что видимо, ощущаемо, чувствуемо, и то, что происходит – всё есть равнозначные части Мироздания: Мира материи и форм, Мира бессознательного и непроявленного и Законов. Яви, Нави, Прави.
Тем не менее, я постоянно сталкиваюсь с разделением этих трёх ипостасей Бытия. Многие люди отторгают от себя некоторые аспекты Мироздания, называя их тёмными, злыми, вредоносными. А постольку, поскольку в славянском пантеоне Богов все ипостаси Мироздания персонифицированы, то, соответственно, отторгаются и сами Боги. Их боятся, чураются. Но приведу в пример строки из Велесовой книги, написанной нашими Пращурами ещё до осквернения (христианизации) Руси.

«Есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают Богов, тем самым, разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом, так как не вняли Богам. Разве Вышень, Сварог и иные – суть множество? Ведь Бог – и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества, и не говорит, что мы имеем многих Богов».

Сколько ипостасей Мироздания, столько и ликов оно имеет: Боги Дня и Ночи, Судьбы, Помощники и Защитники, Законодатели и Вершители… Для каждой минуты нашей жизни найдётся недремлющее око наших Пращуров, которое поддержит, направит, даст совет (только бы к сердцу прислушались). Однако в нас настолько угнездилась христианская догма дуальности мира (добро – зло, свет – тьма, чёрное – белое), что человек, душою возвращаясь к Вере Предков, не в силах избавиться от чёрно-белых тонов восприятия мира. «Кроха сын к отцу пришёл, и спросила кроха: что такое хорошо, а что такое плохо…» Давайте же не будем опускаться до терминологии детского сада. Слишком опримитивливаем сами себя. Теряем возможность высказать свою мысль более глубоко и полно.
Сойдись воедино – Явь, Навь, Правь!
Кто сказал, что Сварог, Перун, Ярило, Жива – это хорошо, это день, это свет; а вот Марена, Вий, Кощей, Мор и другие Навьи Боги ~ это плохо. Нет ничего только хорошего или только плохого! Все эти понятия намного сложнее и неоднозначнее, чем детское «хорошо-плохо». У меня складывается такое ощущение, что христианство (эту религию убогих и рабов, неотягощённых интеллектом) только на словах заменили язычеством; другое название, а суть та же осталась при некоторых изменениях в обрядовой части.
То есть, вместо одной Троицы на небесах стало больше Богов, а Дьявол расплодился и размножился в Нави. По сути, весь расклад сил оказывается таким же, как и в христианстве. Есть Бог – он на небесах; есть Дьявол, он под землёй, в пекле. А как же быть с заветом Предков, что Бог и един, и множествен? С тем же успехом можно сказать, что правая сторона тела – это благо, а левая – напротив, зло. Давайте попробуем представить гуляющие правые половины тел. Не выходит? У меня ~ тоже. Левая половина тела необходима для жизни человека так же, как и правая. Причём абсолютно одинаково необходима!
Почему мы не задумываемся о том, в силу каких причин Мать-Природа создала те или иные вещи? Мы навешиваем ярлыки, субъективно определяем ценность вещей, напрочь забывая о том, что самой вещи, подчас, безразлично наше восприятие, что она существует сама по себе, вне зависимости от наших оценок. Какое дело Солнцу, как мы, люди, о нём думаем? Оно светит себе и светит. И даже когда с лица Земли исчезнут люди (скорее всего, уничтожив сами себя своими детсадовскими войнами), оно по-прежнему будет испускать из себя тепло и свет.
Однако же человек устроен таким образом, что не может не принимать участия (хотя бы в своих оценках) в естественном ходе вещей. Мы приучили себя за века христианской экспансии думать, что являемся венцом творения и центром Мироздания одновременно; поэтому и мысли наши сверхзначимы для Мироздания. Мы уверены в этом, это вошло в нашу плоть и кровь, стало естественным, как дыхание. А Боги тихо посмеиваются над нашим раздутым самомнением. Еще бы! Как бы не ненравился человеку холод, а зима всё равно наступит. День сменится ночью, люди будут рождаться и умирать, страдать и радоваться. И это есть высшая гармония Мира – необходимое присутствие всех аспектов Бытия.
С вашего позволения, я сделаю некоторое отступление от основной мысли. Обещаю, что чуть позже обязательно вернусь к ней. Пока пишу, сама же с собой дискутирую. На самом деле, человек не настолько пассивное существо, и от его действий и мыслей тоже немало чего зависит. Главное, чтобы его влияние не шло в разрез с Природой. Вспомним глобальное потепление климата, вследствие наших действий, проект поворота Сибирских рек на юг, короче, всё то, что гробит мир, в котором мы живём. Сами же себе, венцы творения, хуже делаем! Природа бунтует. Катаклизмы, взбесившаяся стихия, резкое изменение климата – это всё дело наших рук, то, что мы пожинаем за дела свои.
Итак, вернёмся к основной теме нашего разговора. Речь шла о гармоничности проявлений Мироздания. Давайте попробуем представить День без Ночи, без Теней, только свет: яркий, всепроникающий, тёплый, жаркий. Ярые лучи иссушают землю, дождя нет, так как облака ~ это уже тень на Земле. И вот, земля перестаёт рождать. Живое сгорает под ярой любовью Светила.
Значит, нужна Ночь с её прохладой, отдыхом для всего живого, с её уравновешивающей темнотой. Светилу тоже нужен отдых в наших глазах. Иначе мы, вечно чем-то недовольные внуки Даждьбоговы, перестанем радоваться Солнышку, перестанем его любить, пресытимся его светом. И, как следствие, снова станем роптать. Возможно, даже поменяются местами ценности, и люди будут воспринимать Солнце, как врага.
Кстати! С моими последними словами сейчас не согласились. Привожу другую точку зрения. Я не претендую на истинность собственных слов, поэтому выбирайте то, что вам больше по душе. В конце концов, я высказываю свои мысли, совершенно не навязывая их кому-либо. Итак:
«Кроме Дня и Ночи существуют, как минимум, сумерки или рассвет (от меня: то есть, Тень). А вот постоянный День – это не так уж и плохо. Вполне можно представить жизнь, где День сменяется сумерками (как белые ночи), далее рассветом и снова днём, но уж никак не темнотой Ночи. И вообще, я не отвергаю движение и смену, динамику, но ведь они могут быть менее чёткими и гротескными, менее контрастными, а еле уловимыми, плавными. И именно в этом истинная гармония!!!
Да и День и Ночь – это не добро и зло. День и Ночь – это в любом случае, добро потому, что есть движение – изменение и постоянство одновременно. А пресытиться светом может только человек-овощ, который хуже, чем животное! Творческий и ищущий человек всегда найдёт в себе и вовне новые пути, чтобы изменить себя и мир; приспособиться и остаться неизменным!»
Вот так вот. И это тоже правильный взгляд на мир, немного другой, чем мой, но, тем не менее, тоже верный. Однако если я начала весь этот разговор, то позволю себе его продолжить и высказать свою мысль до конца. Приведу еще один контрастный пример, для того, чтобы показать вам, насколько необходимы для гармонии Мира противоположные проявления различных аспектов Бытия.
Давайте представим непрекращающийся праздник Жизни. Смерти нет. Всё плодится и множится. Фауна и флора буйствуют, разрастаясь пышным цветом. И вот уже по Земле ходят сонмы людей, животных, они прибывают в геометрической прогрессии; всё растёт, рождается, и уже не хватает места для того, чтобы поставить ногу на землю, не наступив на кого-нибудь и не покалечив его. (Смерти же нет, поэтому несчастное создание будет мучиться от боли, а если повреждения очень сильные? Да и как быть с пропитанием для плотоядных? Если нет фактора прекращения деятельности жизнеобеспечивающих функций, то каким образом хищник будет поедать свою добычу, если повреждения органов и тканей жертвы не будет несовместимы с жизнью? Получается, что и в желудке у кого-нибудь жертва будет пищать от боли, которой нет конца. Это уже садизм, возведённый в энную степень!)… Короче, жизнь фонтанирует. Земля от такого буйства проявлений жизни, в конце концов, истощится, её плодородные ресурсы истают, будут исчерпаны, не находя естественной подпитки (круговорот всего в Природе). Наступит голод. Да мы начнём ненавидеть саму Жизнь! Однако Матушка-Природа позаботилась о нас, своих неразумных детищах. Она создала Начало и Конец, рождение и смерть, цикличность, весну и осень (расцвет и увядание); она нашла отдых. И это стало благом.
Со мной опять не соглашаются: «Очень даже могу себе представить! Если жизнь будет фонтанировать, то изменяться она будет, соответственно, намного быстрее. Выйдет из колыбели старых законов и сможет стать разумной и ограничивать свой опасный рост; или же продолжит экспансию в другие миры и реальности. Да и смерть – это не благо, а лишь необходимость, вернее необходимость на данном этапе. Это тот закон, которого раньше, возможно, не было, да и в будущем, может статься, и не будет! Да и смерти, как таковой, нет. Есть лишь потеря части энергии, материи и информации; и смертью она кажется только для неразвитого и незнающего нашего ума.»
Вот такая гипотеза, равноценная в противовес моей. Хотя в одном мы сходимся. Смерть ~ не есть зло. Это – трансформация, а значит, движение; следовательно, под понятие Зла не подпадает ни в коем случае.
Собственно говоря, Мироздание построено на контрастах, и каждый следующий шаг уравновешивает предыдущий. Это мы воспринимаем контрасты, как борьбу начал, хотя, на самом деле, борьба оказывается взаимодействием. Один принцип без другого просто не сможет существовать (по крайней мере, это утверждение верно относительно Матушки-Земли, а что там есть во Вселенной – то нам пока не ведомо, а живём то мы здесь…); так, что чаши весов Мироздания всегда уравновешены.
Но давайте вернёмся к славянским Богам, ко всему Всебожью, потому, что основная мысль, с которой я обращаюсь к вам – это разъяснение сути Богов разных ипостасей Мира. И в частности, Навьих Богов, которых незаслуженно отталкивают в тень и обходят славословием; которых боятся и превратно понимают, вопреки покону!
Если разбирать каждое божество по его ипостасям, то обнаруживается, что в любом из них заложен как дарующий, так и карающий принцип. Например, четыре ипостаси Солнца: Ярило, Даждьбог, Световит и Хорс, где Ярило и Бог плодородия и жизни, и в то же время – предводитель волков (!) В его руках и сноп пшеницы, и череп ~ смерть зимним духам, зиме и снегу… Даждьбог – Бог летнего солнца, света, добра, дождя, природы, помощи, богатства, и в то же время является блюстителем законов Всебожья.(А тот, кто блюдёт, тот и карает за проступок!..). Далее идёт Световит – ледяной волк небесного простора, Бог осеннего солнца, борец с Кривью; тот, который утверждает законы Прави. К тому же он ещё и воин – Бог боя и побед; Бог урожая и зерна. И, наконец, Хорс – Бог зимнего солнца, холодов, покровитель скота, Бог грома, жертвенная ипостась Сварога (ежегодно приносит себя в жертву самому себе).
Видите, как все далеко неоднозначно! И это был разговор вроде бы как о Богах Яви. Еще один пример. Это Сварожич: Огонь Жизни – жизни Явного мира. Он олицетворяет три начала огня: Разрушение, Управление, Созидание. (Уже здесь видно, как влияние одного Бога распространяется в трёх уровнях Бытия, присутствуя далеко не пассивно).
В то же время Лада, одна из Рожаниц, покровительница плодородия, урожая, брака, является одной из личин Мары, Матери Богов.( Лада – в Яви, Марена ~ в Нави, а божество то одно!..). В одной ипостаси эта женская Анима управляет Явью и даёт жизнь, а в своей Навной ипостаси является не только Богиней зимы и смерти, но и вершительницей суда над преступившими Покон (вместе с другими Богами Яви, Нави и Прави!!!)
Вот три ярких примера, которыми я пытаюсь показать, что жёсткое разделение Всебожья на Правь, Навь и Явь – нереально. Ипостаси одного и того же божества присутствуют во всех трёх мирах под разными именами, в разных проявлениях. Поэтому, деление на Светлых и Тёмных весьма и весьма условно. В каждом из Богов заложена гармония Мироздания и проникновение во все уровни Бытия. И все они очень далеки от того, что можно назвать «Злом в чистом виде».
Кстати, к вопросу о Зле. Я попытаюсь показать вам, что этот принцип лежит в совершенно иной плоскости, чем пантеон славянских Богов, и к Навьим Богам тем более не имеет абсолютно никакого отношения, в силу своего качественного отличия от них. В своё время я сама долго размышляла, что же является абсолютным Злом; и есть ли оно вообще. Да, оно есть. Для себя я ответила на этот вопрос следующим образом. Представим весы. На одной из чаш – Свет, и все его проявления эволюции, а на другой – Тьма, инволютивная спираль и все их атрибуты. Вроде бы они абсолютно противоположны друг другу. Существа разных эволюций совершенно не выносят друг друга (выяснила в процессе долгого общения с ними, точнее с некоторыми из них, но зато с обеих сторон – кстати, потрясающий и уникальный опыт (!!!) – и заодно, на собственной шкуре – за ошибки!!!). Однако, если у них есть возможность избежать конфронтации и не общаться друг с другом, то выберут они, смею вас уверить, второе; то есть предпочтут отсутствие взаимодействия конфронтации в любой форме.
Так вот, чаши весов постоянно колеблются, но пребывают всё же в равновесии, так как если усиливается один принцип, то сразу же активизируется и другой. И пока весы трепещут, улавливая оттенки игры принципов, они живут. Но если нарушится равновесие, и один из принципов окончательно подавит другой, то весы остановятся. То есть они умрут. (Если одна чаша перегружена, а вторая пуста, то где взяться движению. Тут статика!!!) Прекращение движения вызовет полную остановку, и только она является истинной смертью – прекращением существования на всех планах Бытия. Так что, пока есть движение, есть и жизнь, пусть разная, не всегда понятная или доставляющая удовольствие, но… жизнь. Значит, истинное Зло – это не сам Тёмный принцип, а именно (!) отсутствие взаимодействия. Остановка. Статика. Когда ничто, никак, никуда и никогда не стремится и не движется, вследствие чего Мироздание просто перестаёт существовать! И это не Великое Ничто, а именно отсутствие существования…
Таким образом, Навьих Богов никак нельзя назвать Злом. Они – гармоничная часть Мироздания. Просто они являются «изнанкой наших глаз». Они говорят с нами языком подсознания, тогда как Светлые Явьи Боги апеллируют к нашему сознанию, к тому, что мы привыкли называть Честью, Совестью, Долгом, тому, что мы приобрели в процессе социализации. Навь же обращается к нашим глубинным инстинктам, к первоосновам, к тем вещам, которые лежат за гранью сознания, и которые мы не всегда чётко осознаём, но чаще чувствуем, не умея их объяснить. Человек же устроен таким образом, что если он не понимает природу каких-либо вещей, то склонен воспринимать её обычно в штыки. И причин здесь множество. Это и страх показаться некомпетентным, уронив тем самым своё достоинство; и страх оказаться менее сильным или умным – в этом случае страдает самомнение; и стадный инстинкт, когда напрочь отторгается любое проявление непохожести и чужеродности… Таким образом, непонимание порождает страх; страх в свою очередь – недоверие, и как следствие, отторжение, неприятие, агрессию, непримиримость.
Но, неужели наши Предки были умнее нас, поголовно образованных, детей века просвещения и технической революции, расщепивших атом и летающих в Космос? Выходит так, что были. Они были более духовны, не отделяли себя от Природы; общение с Богами гармонично переплеталось с заботой о хлебе насущном. В их душах и умах находилось место для каждого проявления Бытия. Они не отвергали Навь, не навешивали на неё ярлыки. Наши Пращуры уважали Навьих Богов, чтили и славили не менее других, а иногда и поболее. Иначе, почему тогда Ний, Бог – судья, Бог судьбы и Рока, принадлежит Нави? Почему Велес был (и есть!!!) весьма почитаем нашими Предками; а ведь он не только отвечает за плодородие и мудрость, покровительствует ведовству, но в то же время, он ~ судья и хозяин душ мёртвых на Велесовых лугах, карающий неправедных на Суде загробного мира, то есть в Нави? Так, что дуалистический и разделяющий подход к осознанию Всебожья является страшной ошибкой!
Мир, он не чёрно-белый, он яркий, красочный, потрясающе сложный в своём великолепнейшем многообразии. И мы, люди, различающие цветовые нюансы сложнее семи основных цветов спектра, не имеем права лишать себя этого буйства красок. Хотя, если посудить, даже эти контрастные цвета: чёрный и белый, заключают в себе столько оттенков, что подчас их может различить только наша душа, но уж никак не грубая плоть. И если учитывать, что мрак сгущается до предела именно на грани между светом и тьмой, а чем дальше, тем светлее и прозрачнее вокруг становится (вспомним значок инь-янь, где тьма и свет неделимы, и где в чёрном ~ капля белого, и наоборот, что лишний раз показывает неразрывность и неделимость диаметрально противоположных аспектов Бытия), то не ошибаемся ли мы, называя Тьмой игру светотени?..

P.S.: Так давайте же искренне наслаждаться присутствием и видом этого удивительного Мира, который стал для нас домом, принимая и уважая каждое его проявление, с восхищением созерцая полную панораму Бытия; давайте сами стремиться к гармонии с самими собой и со всем Мирозданием, чтобы более не противопоставлять себя Миру, а наконец-то, стать его естественной и приносящей благо, частью.

Будьте искренни в своём сердце!!!

Ведмара и Светослав

Распечатать


  • alex - 17/06/2014 Reply

    Бхагавад-Гита “Кто не стремится к удовольствиям и не избегает проблем, кто одинаково относится к горестям и радостям – тот познает меня”. – в статье тема эта так и не раскрыта.

    почему надо одинаково относится к горестям и радостям?
    потому что два полюса условие движения?

    вы пытаетесь сказать что два полюса хорошо потому то это неизбежно.
    хотя все бы согласились жить с одним добрым полюсом чем с 2мя. и я уверен такая система жизнеспособна, для творца все возможно.

    это знание о природе зла в этом мире – мало кто понимает.
    я ответ сам не знаю.

    но ваша статья его также не обьясняет.

    я вижу это так – тусуемся тут раз нет выбора – и пытаемся понять.

    из последних осознаний – вроде как нельзя создавать намерение в системе добра и зла и получить только что-то одно из двух. так то путь понять систему – выйти из нее/подняться над ней. хз что там увидим но что-то необычное точно. так что попробуйте свернуть намерения дуального мира.

  • сидор - 03/02/2016 Reply

    Сначала е…и или ……принуждали хитрож….ем к одному,а теперь обратно,чтобы сбить с току всех и взять верх….

  • Гость - 19/06/2016 Reply

    Правь, Явь, Навь…
    Рекомендую прочитать сайт “Славянская история” – http://sviatoiar.livejournal.com/
    Славянская археология, духовные Отцы славян, истоки славянской веры, славянские ценности и псевдославянизм.

    Тогда многое станет ясным!!!!!!!!

Пожалуйста, заполните необходимые поля

*


× девять = 9