ВозДух в русской бане

ВозДух в русской бане

Этимологически воздух так же, как и душа, как и дыхание, если отталкиваться от древнеславянских верований — одна и та же структура. Близки также представления о воздухе и о банном паре. Воздух — один из четырёх первоэлементов космоса, наряду с водой, огнем и землей является «четырехжильной силой», которая в бане «пересотворяет» человека, то есть перерождает заново.
Воздух служит проводником или средой, через которую злые люди могут наслать порочу и распространить болезнь, заразу. В старину вредный и опасный для человека воздух так и назывался — «злой» или «нечистый» воздух-Дух; болезни же, подобно демоническим существам, входят в человека через воздух, вместе с его дыханием. При ритуальном заговаривании больного и при произнесении заговоров знахарь всегда выдувал воздух на больного и на все четыре стороны. Славяне считали, что Душа подобна воздуху — летуча и бесформенна. Именно поэтому они старались создать в бане как можно более чудодейственные напары, чтобы и «душеньку пропарить».
Вообще запаху пара и запаху тела в бане уделялось огромное значение. Например, в народной культуре запах, исходящий от тела человека, являлся характеристиками своего и чужого, противопоставлением жизни и смерти, праведностью или греховностью. Запах, исходящий от человека, зачастую является важным признаком пограничных состояний. Согласно традиционной концепции, человек ничем не пахнет, пока остается в своей среде. Известна поговорка: «Лучше всего пахнет тот, кто ничем не пахнет». Исключение составляет сладкий, возбуждающий запах, который, как говорят, исходит от молодых женщин и маленьких детей. Все девушки пахнут как цветы, а все дети пахнут счастьем. Сохранилось огромное количество различных снадобий, способных вернуть женскому телу девический запах.
Для напаров использовали лаванду, базилик, тертое яблоко и руту. Эти растения могли усиливать своеобразный девичий запах.
Душица, герань, лист вишни и кора молодых побегов ивы также усиливали притягательный запах тела, который возбуждал мужчин, особенно тех, у кого чуткое обоняние.
На юге России до сих пор для притираний используют отвар домашней герани и айвы.
В старину пахучие растения использовались, как средство обольщения у женщин и в самом начале жизненного пути ребенка.
При первом купании, неважно девочка это была или мальчик, ребенка окунали в отвар любистока с добавлением небольшого количества меда или в отвар мяты и кудрявца.
Дурной запах человеческого тела трактуется в славянской культуре как знак моральной духовной испорченности. Считается, что так пахнет тяжёлый дух, призрак болезни, насланный за тяжкие грехи. Славянские знахари с легкостью по запаху кислого уксуса, исходящему от тела, определяли, когда в человеке поселилось тяжелое, сложно излечимое заболевание. Запахи жизни и смерти особые, они сильно различаются, их описание можно найти в старинных славянских здравниках. Свой особый запах появляется у пожилых людей, которые, в отличие от молодых, пахнут сеном, если здоровы, и прелым сеном, если больны. У молодого же душа пахнет базиликом. В этих же здравниках говорится, что человек перед смертью пахнет землёй. Но настоящий запах смерти начинает источаться лишь в тот момент, когда душа покинет тело. От многих в этот момент исходит запах елея или, например, в момент последнего вздоха поднимается запах зрелого мёда, душистого и ароматного.
В сказках бесы дерутся между собой, пытаясь овладеть душой, и с пренебрежением отказываются от пустого тела. В ведических знахарниках говорится, что только смерть человека проливает истинный свет на прожитую жизнь. Аромат, исходящий от покойного, означает, что он достойно прожил жизнь. Действительно, некоторые усопшие в тот момент, когда душа покидает тело, начинают пахнуть медовыми цветами или настоящим мёдом. Этот запах называется фимиамом, благоухающим как цветы. Тяжёлый же дух идёт от грешившего человека. Например, в староверской устной традиции наши Предки охарактеризовали непорочное зачатие, все-таки пытаясь перевести его на природное изложение. Они считали, что Богородица зачала от цветка, запах которого вдохнула. В богумильской легенде сказано, что Бог хотел духом своим создать сына, а дьявол советовал ему на ночь спрятать под одежду веточку базилика и ландыша, а наутро отдать её благочестивой и целомудренной Богородице, что Бог и сделал. Еще при жизни дурно пахнут те, кто предаётся такому нечистому занятию, как проклятия всем и вся, как посылы зависти и различных порочных оговоров в адрес других людей. Именно по запаху, исходящему от тела в парных банях, которые сейчас носят характер общественных, можно понять, стоит ли в эти моменты париться рядом с таким зловонным человеком или нет. Дурной запах считался в старину агрессивным и нападающим. Именно поэтому находиться долгое время со злобным человеком, запах которого может на тебя напасть, считалось вредоносным и опасным делом.
Например, трупный запах бузины в старинной легенде староверов объясняется тем, что Иуда положил конец своим дням, повесившись именно на этом кустарнике. Именно поэтому купцы в старину свежими ветками бузины подтыкали свои амбары и лавки для того, чтобы подрядчики и счетоводы не забирались воровской рукой в казну. То есть ветками бузины купцы защищали себя от продажных людей. Также иногда ветки бузины добавлялись в веник для пропарки, когда пропаривали человека после крупных краж, чтобы это больше с ним не случалось, чтобы кража не стала постоянным делом в судьбе обворованного человека. После такой пропарки человека интенсивно, используя массаж, натирали солью, чтобы оттереть от дурного запаха бузины и укрепить солью земной, поставив таким образом оберег вокруг его тела. Считалось, что соль вытягивает из тела человека на себя всю отрицательную информацию. Именно поэтому в домах на кухне хозяйки держали соль в закрытой посуде, чтобы она не впитывала в себя различные скандальные мысли хозяйки или попросту бытовые семейные конфликты. В банях же соль использовали именно для того, чтобы вытянуть всё худое из тела. В том числе и худые события, которые уже прилипли к судьбе человека. После натирания солью таких людей могли натереть еще и сухим порошком истолченной полыни. А после этого как следует «пройтись» по телу берёзовым или дубовым веником. Затем этого человека накрывали чистым полотном и выминали скалками и крупными сосновыми шишками, вытягивали тело, чтобы в узелках мышц не спряталась случайно вражья воровская сила, притянувшаяся к недужному больному. Холсты же банные после такой пропарки прополаскивали в холодной и проточной воде — потому что вода, суть чистота, вымывала всё пагубное и относила подальше от берега жизни, — а после этого прокаливали над горячими каменками.
Воистину магические понятия, связанные с баней, у нашего древнего народа были удивительны, и действительно русская парная восстанавливала не только тело человека, но и правила дух, укрепляя нервную систему, психику, восстанавливая разумность, самоконтроль, повышенную эмоциональность, особенно в нестандартные моменты жизни. Все эти стихии так почитаемо и магически сливались в бане с определенным умыслом. Наши Предки считали, что именно в слиянии четырёх стихий может развернуться душа, унаследованная нашим древним Предком от самого Бога-Творца. И только в таком слиянии четырёх основных сил нашего вещественного мира душа могла по праву освоить для себя реальность бытия и быть благодарной человеку за воскрешение.
Хочу добавить несколько слов о горящих головешках, которые гасили в отварах трав для взбадривания воды. В старинных записях знахари говорили, что таким образом делают «огненную воду» для охранительных целей и для обеспечения силы духа и живости тела. Особые магические свойства приписывались головешкам от ритуальных костров, например «Купальского» или «Световидового». Такие костры — магические и целебные — разжигали на великие праздники. С помощью головней освящённый огонь переносили из общих костров в свой очаг, а также накапливали на загнётке каменки в бане, и когда растапливалась баня, брали очередную свящённую головню и на её основе разжигали, растапливали печь-каменку. Считалось, что именно от этой основной магической головни загоралась каждая новая печь для пропарки в бане, после чего уже каждый уголёк и каждая недогоревшая деревяшка в бане считалась освящённой и с добавлением магических свойств. Когда же вынимали недогоревшее полено с целью погасить его в напаре, произносились мантрические (то есть краткие) заговоры по типу:

«Худа доля на выгон, добра доля на гон».

Или:

«Изыдеше силы страшные, лютые да приидеше силы светлые, добрые».

После того как головешка погасла в воде, её не бросали обратно в каменку, а берегли за печью в бане, чтобы она обсохла и вновь использовали её для возжигания последующей бани. Иногда такие погасшие головешки использовали для того, чтобы пропаренного человека откатать, вытянуть по положенной сверху холстине. Выкатывали опять же не просто так, а с заговорами. Это действие ассоциировалось в знахарстве с теплом и прогревом тела с той целью, чтобы магическая сила такой головни добралась до истоков, до схрона души и магическим жаром вытащила душу. Чтобы из закрытого, спрятанного состояния развернуть её, чтобы душенька вздохнула, облегчилась и ожила. Подобно веникам, такая головня использовалась для того, чтобы на себя вытянуть боль-хворобу, которая сидит в теле и не высовывается на поверхность, но изъедает тело изнутри. Но о вениках, притираниях и различных чародейных травах мы поговорим далее.
В заключение надо сказать о четвёртой стихии — земле; она в бане во всём, и в травах, и в дровах, и в золе, и в печи с камнями. Да и сама баня поставлена на нужном месте, чтобы получать излучение Матушки-Земли.

Банные снадобья

Если спросить у любого человека (кроме русского), с чего начинается баня, то услышишь ответ — с воды. Возможно, это так, ведь баня без воды — не баня. Но если спросить у русского, то каждый ответит — с веника. Воистину веник — символ русской бани, можно сказать, её живая эмблема. Без веника и баня — не баня. Именно поэтому русские так неохотно воспринимают сауну. Сегодня сауну, насильно внедрённую в городские бани, предпочитают по той простой причине, что в ней чище, то есть легче убирать.

В старину же к венику относились с большим почётом, нежели сегодня. Веник или, как его называли раньше, «метла банная» — предмет банного обихода, наделённый в народных представлениях очень серьёзными знахарскими, ведическими, магическими, а иногда и демоническими силами. Веник — своеобразное орудие против порчи и колдовства. В то же время он является и самым сильным оберегом против различных лихорадок и нечистой силы, средством избавления от болезней и орудием отгона злых духов. Конечно же, учитывалась и утилитарная функция банного веника как предмета, которым можно мести. Естественно, если обычный веник выметал из жилища сор, грязь и хлам, то банный веник выметал из энергии человеческого естества всяческие нечистоты и мороки. Например, в старинной знахарской бане венику отдавали великую дань и обязательно оставляли сухие веники под полком, чтобы на них жил-поживал банный дух. Для него специально оставляли отдельный веник и кусок мыльца, чтобы он мог попариться так же, как и хозяин бани — человек. Значительные знахарские и магические свойства часто приписываются венику, используемому в обрядах очищения, против порчи и сглаза. Это не простые веники, они собраны в дни великих славянских праздников, да не просто так, а с заговорами, с призывами в адрес Живиц — одухотворённых энергий жизни.
Во дни купальские заготавливали веники понемногу, но ежедневно; обязательно на заре, до восхода солнца. Есть старая поговорка: «Выбирай веник в берёзовой роще, а берёзку возле воды».
Чтобы заготовить веники из березы, надо было быть очень наблюдательным человеком. Обычно веники заготавливали с молодых берёзок, желательно, чтобы они ещё ни разу не цвели и не плодоносили серёжками. Считалось, что лист у таких берёзок нежнее и мягче и не растратили они свою живую силу. Прежде чем заготовить веник, знахарь обязательно лизал лист языком, особенно его верхнюю часть. Шершавая — дерёт язык как наждачная бумага, значит, такая берёзка не годится для банного веника. Её называли «глушина», значит, она не будет ничего слышать: ни зова души, ни криков о помощи, которые издаёт тело, если в нём засела лихорадка. Веник из таких ветвей будет грубым, жёстким, хлёстким, но никак не ласковым, не материнским и уж точно не вылепит новое здоровье. А вот когда лист совершенно гладкий, нежный, бархатистый, словно покрытый пушком — это материнская берёза, берегинюшка. Лучшие веники как раз из такой лозовой берёзы, особенно если она растёт близ воды. Ветки у неё густые, гибкие, плотные, без сучков, да и симпатичны на вид. Берёза радует своей нежностью и мягкостью, а когда паришься таким веником, то он обхлестывает тело, огибая его, но не повреждая. Массаж при такой пропарке весьма основательный, листья очень плотно прилегают к телу. Веник из лозовой берёзы (её ещё называют «повислая берёза») в бане служит дольше других, разумеется, если он срезан правильно и правильно высушен. Как же распознать лозовую березу? Её ветви свисают словно у ивы, листья в форме сердца, а у глушины напоминают слегка выгнутое яйцо. Срезать с ветвей нужно тонкие, длинные, гибкие, упругие, прямые как стрела прутья, желательно концы прутьев, выбирать ветки, где листья на длинной ножке. А ветки глушняка грубые, сучковатые, разлапистые и будут в бане хрупкими, ломкими.
Берёза издревле считалась среди славян «деревом-духом» и излюбленным деревом русалок, девиц-водяниц или живиц, как их иногда называли. Считалось, например, что они обитают на берёзах или в берёзах и очень любят качаться на берёзовых ветвях. Если ты в нужный момент срежешь ветку, на которой сидела, притихнув живица, так она на ней и останется. А когда ты принесёшь такой веник в парную и правильно его запаришь, живица оживёт и будет помогать править твое тело и оживлять твою душу, оживлять здоровье. К живицам, приносимым на ветках берёзы, относились очень трепетно, ибо считали их берегинями, духами-охранителями от зла. Их иногда изображали в виде девушек-птиц или девушек-рыб. Так древние Предки старались изобразить их родство со стихиями воды и воздуха, с другой стороны, торс человеческого существа у таких изображений говорил о родстве с самим человеком.
Берёза — мистическое дерево Руси, одно из наиболее почитаемых славянами, в народной традиции выступающее как счастливое дерево, оберегающее от злых сил, а также связанное с женскими силами берегинь и душами, которые обязаны хранить живущих родственников. Поверья о полезных свойствах берёзы существовали практически у всех славянских народов и практически во всех регионах. Её почитали как дерево, приносящее счастье, здоровье и добро. Представления о том, что берёза — дерево недоброе и приносящее беду, существовали крайне редко и только в том случае, если берёза, когда её сажали рядом с домом, переживала того, кем была посажена. В этом случае к берёзе относились с осторожностью, потому что Предки верили — такую берёзу, посаженную в честь рождения, нужно срубать в тот момент, когда усопшего провожали в иной мир. Ибо боялись они, что душа усопшего может поселиться в берёзе и никогда не найдёт выхода в небесную Сваргу. Но в большинстве случаев берёзу почитали как дерево, приносящее удачу, её специально сажали во дворе или рядом с домом для благополучия всей семьи по случаю рождения ребёнка, а также для защиты от молнии и для отпугивания злых сил. Даже о темных пятнах на стволе березы существовало поверье, что таким образом берёза оттягивает на себя наговоры, проклятия и недобрые посылы, насланные врагами на ту семью, рядом с домом которой она живёт. Именно поэтому берёза — символ берегини — повсеместно считалась деревом, причастным к миру сверхъестественного. Она была связана не только со знахарской и ведической здравницей, но и с различными магическими ритуалами для обогащения, для сохранения и убережения.
Сохранилась старинная легенда о том, что корни этого дерева всегда находятся в подземном мире и возле них пребывают змеи и прочие гады. И корнями своими берёза удерживает их, опутывает их, чтобы они не смогли подняться наверх. Ствол берёзы защищает живых людей от всевозможных проклятий, сглазов и порчи, оттягивая на себя черные посылы. Крона и ветви дерева находятся на небесах, в Сварге, где обитают птицы, души умерших Прапредков, которые помогают живущим, и Боги. Во многих старинных заговорах встречаются такие слова: «На острове Буяне стоит белая берёза вниз ветвями, вверх корнями, а на той берёзе сидит матерь Пресвятая Богородица, ткёт-переткёт судьбу вещую, судьбу лучшую». Само это определение говорит о том, что берёза может обернуть или перевернуть судьбу человека из худшей в лучшую.
Берёза часто использовалась в народной медицине для лечения различных болезней. У всех славянских народов очень действенным приёмом лечебной магии считалось хождение к растущей берёзе для «передачи» ей болезни. «Передавали» болезни по-разному: выливали под березу воду, оставшуюся после купания больного человека или ребёнка, относили к берёзе вещи больного и вывешивали на ветках на ночь, а утром, на заре, снимали очищенные, «обелённые» и одевали на больного. Подобные действия нередко сопровождались заговорами, содержащими мотив угрозы по отношению к болезни, например:

Брошу хулу-гулу под березов куст,
Чтоб изболело древо, чтоб вылечилось тело.

Зачастую к берёзе обращались с просьбой об исцелении в обычном наговорном жанре. При этом скручивали над больным берёзовые ветки, угрожая живицам, живущим в них, не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступит от человека. Лечебным средством повсеместно считался и берёзовый сок. К нему относились как к материнскому молоку. Если берёза — мать-берегиня, то и молоко её — берёзовый сок — использовали как обережный нектар. Именно этому напитку наши Предки отдавали предпочтение в бане. Берёзовый сок освежал лучше, чем рябиновый и хлебный квас, которые тоже часто употребляли в бане, так как они защищали от угарных веществ. Издавна верили, что берёзовый сок очищает кровь, и если пить его по кружке 3 раза в день, избавляет от различных недугов, в частности — от кожных заболеваний, от незаживающих ран, сыпи и прочих. Некоторые медики, например, пришли к выводу, что этот напиток полезен при экземе, подагре и ревматизме. В Болгарии берёзовым соком моют голову, считая, что он устраняет перхоть и укрепляет корни волос, которые растут быстрее и гуще. В старинных летописях упоминается о том, что в Древней Руси на так называемых зелёных рядах базаров ведуны предлагали различные снадобья, но берёзовые неизменно пользовались спросом. При болезнях кожи, выпадении волос, ломоте в суставах, отёках и для того, чтобы выгнать дурные хвори, при простудах очень большим почётом пользовались именно берёзовые снадобья, настои трав на берёзовом соке или берёзовые притирания, или берёзовое крошево из зелёных листьев на меду с добавлением берёзового сока и других трав.

Рецепт берёзового крошева

В равных частях берутся берёзовый сок и берёзовые листья. Листья нужно мелко порубить, размять, а затем залить свежим берёзовым соком так, чтобы он покрыл листья полностью. Добавить несколько щепоток соли и 1-2 чайные ложки мёда, тщательно перемешать и хранить в холодном месте. В тепле крошево держать не рекомендуется, потому что оно может забродить. Используется этот эликсир в бане, им протирают тело, отчего человек молодеет, становится свежим и бодрым; самое главное, что крошево надолго снимает усталость. Тело как бы оживляется, и человек может трудиться без устали. Так действуют биологически активные вещества, содержащиеся в листьях берёзы.

Вы никогда не задумывались, почему в берёзовом лесу так легко и свободно дышится? Да потому, что листья выделяют летучие вещества, фитонциды, которые очищают воздух. Фитонциды берёзового листа — своеобразные рекордсмены: они быстрее, чем подобные вещества, содержащиеся в листьях других деревьев, расправляются с бактериями. Считается, что, проведя в берёзовой роще три часа, человек оздоравливается. В смешанном лесу, но с преобладанием берёзы, в кубометре воздуха в среднем содержится всего лишь около 450 микробов, а ведь даже в операционной хирургов при максимальной стерильности допускается содержание около 500 микробов на кубометр. Давно известно, что в бане легче дышится, если нагнетать жар берёзовым веником. Берёзовый дух помогает избавиться от бронхита и других заболеваний дыхательных путей. Лист берёзового веника способен прилипать к телу, он обладает шероховатой поверхностью и пористостью. Когда паришься в бане, он плотно прилегает к телу и словно промокашка впитывает выступивший пот. Сухой, потерявший свою клеточную жидкость, а затем распаренный в горячей воде веник особенно исправно поглощает пот. Именно поэтому берёзовый веник после каждого пропаривания надо обязательно прополаскивать в прохладной воде, чтобы смыть с него нечистоты тела. Очистительные свойства берёзового веника значительно выше, чем у дубового, листья которого более плотные, но не такие пористые. Правда, дубовый веник имеет свои преимущества. Благодаря плотности листа он быстрее впитывает в себя банный жар и переносит его на тело человека. В традиционном пристрастии к берёзовому венику заложен очень глубокий сакральный смысл. Это не просто опахало, которое нагнетает жар, это лекарственный массажёр, благодаря которому устраняется сухость кожи и другие неприятные ощущения; к тому же кожа омолаживается.
Берёза — удивительное, уникальное дерево. Многие, наверное, замечали, что на выгоревших участках леса первыми появляются берёзки. Это белое диво будто стремится убрать прожжённое больное пятно леса, вылечить его, оздоровить. Но уникальны не только берёзовый сок и берёзовая листва. С давних времен, например, из берёзовой коры делали посуду, особенно для бани. Известен такой уникальный факт, что в берестяных туесах и ведёрках вода не замерзает даже в самый лютый мороз. Не правда ли, странное и необъяснимое свойство нашей берегини-берёзы. В сказках, быличках и причитаниях берёзу наделяли весёлым нравом. Если дуб называли сильным и могучим, иву называли грустной и трепетной, осину — боязливой и ясновидящей, то берёза всегда отличалась девичьим ласковым нравом. Когда парились берёзовыми вениками, а для пару добавляли на каменку берёзовый сок, приговаривали:

Свяженка у роток, а здоровая силушка в животок,
заячья прыткость да плодовость во чревок,
медвежья сила да во ручище,
а волчья ловкость да во кошель.

Конечно, такие веники, как обереги и орудия отгона нечистой силы, почитались. После пропарки такими вениками вредоносные духи покидали тело. Именно такими пропарками славяне преграждали путь колдунам и паморокам — людям, наводящим всякую гадость и хулу. Считалось, что если свежим зеленым берёзовым веником правильно отходить, пропарить тело, да с заговорами, да с правильно приготовленным напаром, то никакая порча не страшна. Более того, человек, наведший порчу, обязательно «засохнет».
Для ритуальной знахарской бани старались использовать ветки зелёной здоровой берёзы, на которой «не сидела кукушка». То есть ветки ритуального банного веника следует срезать до того момента, когда кукушка покидает гнездо, точнее — не позднее 28 июня. Ветви собирали без ножа и топора, то есть ломали вручную. После срезания первого веника обязательно мылись в бане с первым заготовленным зеленцом, в который для здоровья добавляли цветы и травы. После такого ритуального мытья первые веники старались бросить в реку, чтобы она отнесла подальше все напасти и беды прошлого, чтобы это прошлое не перепрыгнуло в день насущный. Если же человек прожил безбедно цикл предшествующего времени и расставаться было не с чем, потому что он не болел, ничего не терял, с ним не приключалось никаких негативных событий, тогда этот веник считался «здравным», и его забрасывали на крышу бани. Особенно важную роль первый зеленец играл в ритуале невестиных бань, когда девица была на выданье или вдовица ожидала сватов.

Метод избавления от одиночества

Если же женщина засиделась в одиночестве, то ей требовалось трижды мыться первым зеленцом до сбивания всех зелёных листьев, чтобы отбить напасти тоски-кручины. После этого оставшийся «голяк» разбирали на прутики, перевязывали каждый прутик ленточкой и втыкали по обеим сторонам вдоль дорожки к бане. Остальные прутики, которыми парилась одинокая женщина, раскидывали неподалеку от дорожки и у домов, где жили предполагаемые женихи.

Берёзовый веник использовался в ритуальных действиях, связанных с первой пропаркой новобрачных. После первой брачной ночи молодые должны были пропариться одним веником, и его хранили весь первый год супружеской жизни. На следующий год, при изготовлении первого зеленца, этот брачный веник сжигали в ритуальном пламени, растапливая каменку. Веники, которыми охаживали больных людей, не сохраняли в банях даже если веников заготовили мало и их требовалось экономить. Веники после больных закапывали или сжигали, но не в каменке, а на уличном костре. Почему не в каменке? Чтобы худая беда в каменку не вошла да там не поселилась. А в бане их не рекомендовалось оставлять, чтобы не заболел банник.
Вслед за берёзовым по популярности без сомнения идет дубовый веник. Немало любителей бани предпочитают именно дуб — могучее славное дерево, патриарх леса. Те, кто любит особенно основательно погреться, нагнетать на тело сильнейший жар, предпочитают именно дубовый веник с его массивными плотными листьями. От такой пропарки тело начинает полыхать, пылать. Лучше дубового веника для этого не найти.
Наши Пращуры селились в дубравах, чтобы набраться сил. Учёные доказали, что листья дуба выделяют целительные вещества, которые способны снимать даже давление у гипертоников. А то, что отвар дубовой коры обладает сильнейшим бактерицидным действием, знают все. Дубовые веники лучше всего собирать не где попало, а в сыроватом затемнённом лесу, где растут большие лопухи. Дубовые ветки в таких местах особенно прочные, а листья не опадают. Дубовые веники могут долго сохранять форму; они особенно рекомендованы тем, у кого жирная кожа. Такой веник её подсушивает, делает матовой и упругой. Особенно хорош он в борьбе с современным недугом — целлюлитом.

Рецепт

Дубовые листья перетирают в порошок и наносят на распаренную кожу, не смывая всё время, пока человек находится в бане; парятся же поверх этой дубовой кашицы.

Дуб в традиционной культуре славян — самое почитаемое дерево, связанное с Богом-громовержцем Перуном. Он символизирует силу, крепость и мужское начало. В дубовых рощах не только селились волхвы, но и совершались религиозные обряды и эти рощи считались местом, которое соотносится с верхним миром. Дубу приписывались очень значительные и положительные силы, не зря же его в старину называли Царь-дуб. Во многих фольклорных сказаниях дуб фигурирует как Мировое Древо. В староверском апокрифе говорится о том, как Иуда хотел повеситься на дубе, но по божьему повелению преклонился дуб и сохранил жизнь Иуде, чтобы он мучался и помнил, как предателем стал. Дубы в старину сажали только у усадеб богатых и знатных людей, обозначая тем самым их более высокое положение по сравнению с соседями. В славянском ведизме дуб считался священным деревом, местом, где совершались священные обряды; и в этом смысле дуб выступал как аналог храма. Например, в старину молодые после венчания ехали к старому дубу, и жених, взяв на руки невесту, трижды обносил её вокруг дуба. Но с пришествием христианства священные дубовые рощи начали вырубать. В трактате Константина Багрянородного (это приблизительно середина Х века) сообщается о том, что росы совершали священнодействия на острове Хортица, где рос огромный дуб. В славянской хронике Гермольда также рассказывается об уничтожении в 1155 году священной рощи на земле вагров, одного из племён полапских славян, где росли «священные дубы, посвящённые Богу этой земли — Перове». Практически к этому же времени относится и эпизод, описанный в жизнеописании Оттона (1124 год), где епископ Бамбергский возглавлял миссию Оттона — католического проповедника, у поморян. «Был также огромный густолиственный дуб, под ним протекал приятный источник. Простой народ почитал дерево священным и оказывал ему большое чествование полагая, что здесь обитает какое-то божество». Причём в этом жизнеописании сказано, что народ истово просил епископа сохранить дерево, что не было сделано. Дуб был уничтожен, и на его месте было устроено пепелище для того, чтобы приучить поморов ходить в храмы христианские.
Но, сколько ни уничтожали священные дубовые рощи славян, всё равно до наших дней сохранилась память о культовых функциях дуба. Например, до сих пор повсеместно запрещается рубить дубы, потому что считается, что это — дерево Бога. Считалось, что любая попытка нанести дубу ущерб: спилить, сломать ветку, содрать кору обернётся несчастьем для человека и для всех, живущих поблизости. Для банных веников заготавливали исключительно боковые побеги, чтобы облагородить кроны священных дубов. Естественно, что к дубовым веникам относились как к священным, приносящим силу Душе и Духу человека и соединяющим, восстанавливающим родство с Богами. После пропарки дубовыми вениками, считали наши Предки, душа сразу же вспоминала пути к Богам и, улетая во время сна в Сваргу, приносила знания и вещие подсказки Богов о том, как жить дальше. Именно поэтому в старину под дубами запрещалось спать — из-за опасности повредиться умом, потому что ночью на дуб прилетают Премудрые Виллы — это птицы Сирин, Алконост, Гамаюн, Стратим, Рух и так далее. Всего их — двенадцать. Они поют вещие песни о прошлом, настоящем и будущем. Душа же и Дух, заслушавшись, могут возжелать улететь с птицами и разобщиться с личностью человека. Именно поэтому славяне так жалостливо относились к юродивым. Считалось, что они случайно заснули под дубом и шибко умными стали, да только ум тот поссорился с головой, поэтому и мелют они, что на язык ляжет. Но иногда к словам юродивых прислушивались, потому что считалось, что те, хотя и говорят, сами не зная что, но являются проводниками дубовой силы.
В фольклорных текстах дуб выступает в образе трехчастного Мирового Древа, моделирующего вселенную с её тремя мирами: Навь, Явь и Правь. В славянских заговорах дуб, стоящий на острове, вблизи храма, на горе, посередине океана обозначает центр мира и сам мир и вместе с тем идеальное иномирное пространство, где только и возможно разрешение той или иной кризисной ситуации. Рядом с дубом или прямо на нём находится всегда царь, царица, Бог, Богородица, святые, а вокруг дуба, в его корнях или на листьях всегда собираются Премудрые Виллы или Яе — великий вещий Калин-змей. Именно поэтому опавшие дубовые листья осенью собирали, хранили и использовали для воскуриваний, для того чтобы посидеть, подышать их дымом и понять сложные пророчества предстоящего дня. Особенно если человек не знал, как поступить в значимой для себя ситуации.
Очень устойчивая ведическая и знахарская сила, возникающая при соитии дуба и берёзы, как мужской и женской символик, использовалась в бане. Этот сбор дубовых и берёзовых ветвей, сложенных в один веник, использовался как средство любовной магии. Например, чтобы свести парня и девушку, женщину и мужчину, использовался отвар, настоянный на щепках, отколотых от деревьев в том месте, где срослись друг с другом дуб и берёза. Такой ритуал считался едва ли не самым сильным любовным знахарством.

Рецепт от бородавок

Ещё одна старинное знахарская методика помогает детям и сегодня.
После пропаривания ребёнка в бане дубовыми вениками натрите раскисшими дубовыми листьями бородавки, затем проткните их острой щепочкой из дубового веника, и они достаточно быстро исчезнут. Попробуйте, если у ваших детишек появились на ладошках подобные неприятности. Если после такой пропарки на бородавки капнуть по капельке млечного сока чистотела, они исчезнут ещё быстрее.

Как и многие другие деревья, дуб служил объектом, на который символически переносили болезни. Естественно, под дуб старались вылить воду после лечения больного человека, на дубовые ветви на ночь, под звезды, вывешивали одежду больного человека, а на заре снимали и снова надевали.
Считалось, что при таких ритуальных действиях с дубом и берёзой больной очень быстро восстанавливался. Дубовые ветки использовались и в качестве оберега. Например, славяне втыкали их в окна и двери домов и подсобных построек, чтобы в щели не проникли навы, мороки и нежить. Русичи делали из дубовой коры ладанки и носили их на шее, чтобы защититься от вампиров и кровососов. Распаренную дубовую кору прикладывали к дёснам, если они кровоточили. Дубовым отваром промывали волосы, и его использовали как эликсир для улучшения зрения, смачивая им натруженные веки уставших глаз.
В славянских землях также почитались банные веники из плодовых деревьев. Например, в великом почёте были веники из вишни, они считались приворотными, и действительно, если охаживать тело таким веником, то интерес мужчины к женщине становится более значимым, а человек — любвеобильным. Не зря вишня у южных славян сочеталась в мифологии с поклонением Богу Вышню. Вышнем называли самого Сварога-Творца, который создал поднебесную, в любострастии слившись с Землёю-матушкой. И если рачительный хозяин жалел свои вишневые деревца обрезать для веников, то уж опавший вишнёвый цвет по весне, то есть — пустоцвет, собирал, высушивал и использовал для напара в бане, для притираний. Особым почётом он пользовался у женщин. Отвар же коры, вишнёвых листочков и молодых побегов вишни при весенней обрезке всегда использовали в бане, чтобы создать пар для семейных бань.
Вязали веники и из веток смородины. Даже сегодня с удовольствием иногда замечаешь в городской бане у какой-нибудь хозяйки смородиновый душистый веничек. Хоть и уступают такие веники берёзовым и дубовым в прочности, но они очень ароматны и полезны для кожи. Особенно приятно вдыхать аромат смородиновых ветвей, когда лежишь на полке, а по тебе прохаживаются берёзовым или дубовым веником. Такой душистый запах, проникая в тело, бодрит его, и что самое главное — освежает мысли для творческого процесса, «раззадоривает», как сейчас принято говорить, креативное мышление.
В старину же, как собственно и сегодня, очень полезными считались крапивные веники. Однако сегодня их популярность незаслуженно позабыта, и крапивные веники в основном чтут только завзятые парильщики, познавшие толк в банной процедуре. Раньше этим жгучим растением наказывали лихоманки, которые вселялись в тело и которых уничтожали с помощью знахарей при ритуальных пропарках. В одном из старинных травников по этому поводу сказано: «Такая выучка для лихорадки крапивой хоть и сурова для тела, но вызывает лихоманку наружу, через кожу вытягивает и выводит за пределы человеческого естества».
Крапиву, несмотря на её колючий «нрав», следует отнести к добрым и полезным растениям. Конечно, не очень приятно, когда где-то в лесу неожиданно обсечёшься крапивой — краснота, волдыри, зуд. Но эти «укусы» полезны, они улучшают кровообращение. Поэтому больное место на теле намеренно обжигают крапивой, чтобы выгнать боль, хворобу. Крапивный веник имеет неоспоримые достоинства, его не запаривают, а слегка споласкивают в едва теплой воде. Когда паришься им, испытываешь большое удовольствие, легкое приятное покалывание; тело мгновенно становится румяным, никаких волдырей и неприятных ощущений нет благодаря благодатному банному жару. Словом, рекомендую отбросить всякие страхи и брать с собой в баню крапивный веник, польза от которого, не говоря уж о приятных ощущениях, несомненная. Тем более что крапива растет повсюду, даже в тундре и тропиках. Самый полезный крапивный веник — тот, который собран в начале лета. Можно, конечно, рвать крапиву и позже, но тогда нужно обязательно обламывать крапивные семена. Лучше для банной пропарки брать двудомную крапиву, а не жгучую. Также очень полезна и глухая крапива — яснотка. Листья у этих растений похожи, но никакого отношения к крапиве жгучим свойством яснотка не имеет. Тем не менее, она очень полезна как в бане, так и в салате.
Крапивный веник хорошо помогает при радикулите, ревматизме, подагре, при болезнях суставов, растяжениях, ушибах, болезни позвоночника. Стоит похлестать больные места жгучей зеленью, и неприятные явления исчезают. Это связано с очень мощным местным раздражающим и противовоспалительным действием. Кроме того, улучшенное кровообращение устраняет застойные явления в тканях, а при регулярном применении крапивного веника снижается и артериальное давление, снимается нервное напряжение. Массаж таким веником полезен при кожных заболеваниях. При болезнях почек, печени нужно прикладывать распаренный крапивный веник на соответствующие области.
Но нужно помнить, что крапивным веником можно париться только в том случае, если кожа хорошо прогреется. Постёгиваться крапивным веником нужно очень легко, как бы слегка касаясь кожи, тогда его действие эффективнее. Крапивный веник вяжут небольшим, но кудрявым. После того, как он в бане становится мягким, крапивное мочало используют для растирания всего тела. Распаренная крапива слегка мылится, но очищает лучше мыла.
Замечательны веники из можжевельника. Они «жалят», но эффективно восстанавливают крепость тела. Бытует мнение, что можжевельник — младший брат кипариса. В древнеславянской старине можжевельник считался живым деревом, энергия можжевелового куста абсолютно идентична энергии Богов, как мощная сотворяющая сила.
Можжевельник — убийца вредоносных бактерий. Его листья обладают более сильным бактерицидным свойством, чем листья других растений. Можжевеловый веник — ядрёный, колючий, но если притерпеться да правильно приготовить его, то лучшего друга в бане не найдёшь. Как же его приготовить? Веник окунают в горячую воду (но не в крутой кипяток!) и держат в ней 5-6 минут. После этого обхлёстывают о край шайки или об острый угол банной лавки, чтобы оббить острые наконечники, которые у можжевельника, как считали раньше, состоят из кремния. После обстукивания веник «напаривают» в теплой воде и только после этого начинают париться. Великолепна сила можжевельника в обрядовых и знахарских ритуалах.
Лучшей иглотерапии просто не придумать. Если при пропаривании можжевельником использовать ещё и мантрические короткие целебные заговоры, то эффект многократно усиливается. Можжевеловые иголочки проникают во все отделы рефлекторных зон кожного покрова. Заклинательный голос целителя в это время должен быть созвучен с хлесткими ударами. Например, при заговаривании больного уместен такой заговор:

Из лесу живица хурда усмирится,
здравно, добро,
радосте изродно.

Из можжевельника также готовят прекрасный напиток, который пьют в бане и поддают для пара на каменку.

Рецепт напитка из можжевельника

Для напитка берут неспелые ягоды и варят полчаса в воде. Этот полезный, весьма своеобразный по вкусу, ядрёный напиток почитался как любовный напиток. Он обладает чуть пряным смолистым сладковато-горьковатым вкусом.

Данного описания вполне достаточно, чтобы объяснить романтический ореол, которым всегда были окружены шишко-ягоды можжевельника. Средневековые знахари часто использовали их в составе возвращающих молодость снадобий, а также в различных любовных напитках. С незапамятных времён можжевельник использовали для ритуальных воскурений и в буддизме. Современные ароматерапевты используют можжевеловое масло для массажа поясницы и суставов, а ингаляции его парами помогают при кашле и болезнях печени. В бане славяне не использовали хмельных напитков, но после бани считали полезным выпить рюмочку можжевеловки. Для этого 1/3 бутылки спелых можжевеловых ягод предварительно настаивать в течение сорока дней на водке, держать в темном месте, взбалтывать.
Конечно, можжевельник не единственное хвойное дерево, которое почиталось в бане. Например, хороши веники из пихты. Пихтовый веник великолепно очищает органы дыхания. Кроме того, он действует антисептически и стимулирует кровообращение, поэтому необходим при простудах, кашле, бронхитах, при воспалении пазух носа и лобных пазух. Аромат пихтового веника всегда служил посредником в супружеских банях при установлении доверительных чувств. Теплый и сладковато-терпкий запах пихты открывает сердце, грудная полость расправляется и помогает открыто и прямо идти по жизни. Бальзамический аромат пихты радует душу, прежде всего, в зимнее время, когда отсутствует тепло, свет и уходит чувство безопасности. Пихтовый веник в этом случае незаменим. Особенно хорош пихтовый веник при эпидемиях гриппа. Он благотворно действует на иммунные процессы. В бане мягкая пряная сладость этого аромата ощущается лучше всего. Если вы почувствовали первые признаки простуды, торопитесь в русскую парную с пихтовым веником. Если вы живёте в таком регионе, где пихтовый веник для вас недоступен, возьмите с собой в баню хотя бы пихтовое масло.
Для этого 2 капли пихтового масла и 1 каплю масла мяты добавьте на черпак кипятка, тщательно размешайте и поддайте на каменку. Пихтовое масло благотворно воздействует на верхние дыхательные пути и стимулирует глубокое дыхание. Оно обладает антисептическим и отхаркивающим действием, улучшает кровообращение, снимает напряжение в мышцах дыхательных путей. Очень хорош пихтовый веник при стрессе, чувстве тревоги, нервозности и нервном истощении. Вообще пихта является классическим натуральным релаксантом. Она помогает снять внутреннее нервное и мышечное напряжение, успокоиться, расслабиться, благодаря чему пихтовые веники необходимо использовать в бане при малейшей возможности. Такие банные веники после пропарки, даже если они совсем обтрепались, несите домой и укладывайте неподалеку от изголовья в спальне. Даже здесь веник окажет великолепное тонизирующее действие, прекрасно освежит воздух в помещении. Кроме того, эти действия помогут вам превратить негативные жизненные установки и пассивность в позитивные и жизнеутверждающие. Пихтовое масло, как и можжевеловое, обладает легким эротическим действием за счёт повышения общего тонуса и гармонизации настроения. Пихтовый отвар можно применять при различных видах водных процедур, добавляя как пихтовое масло в пены для ванн или примешивая к солям для приёма ванн, так и используя отвар пихтовых веток.

Рецепт пихтовой ванны

Растворите 10 капель пихтового масла в одной столовой ложке мёда и добавьте небольшое количество горячей воды, размешайте, а затем вылейте в ванну. Такая ванна подействует расслабляюще и одновременно освежающе, тонизируя после тяжёлого напряжённого дня или неприятного конфликта, пережитого стресса или просто тягостного общения, после которого возникает потребность смыть с себя негативные ощущения. Пихтовая ванна улучшает кровообращение и стимулирует обмен веществ, успокаивает нервы.

Рецепт целебного чая из хвои пихты

Наши прабабушки пользовались им при лечении всех видов простуды, а также при воспалении мочевого пузыря. Это так называемый чай из почек пихты. Он содержит множество целебных веществ и витамин «С». Этот чай и сегодня применяется как наиболее простое и приятное на вкус домашнее средство при лечении весеннего сезонного истощения и усталости, для профилактики авитаминоза и укрепления защитных сил организма при опасности простудного заболевания. Для этого весной надо собрать молодые зелёные побеги с мягкой хвоей и свечки (почки) пихты. 4 столовые ложки этой смеси положить в чайник, залить горячей, но не кипящей водой, настоять, напарить. Такой чай лучше всего подсластить мёдом. Пейте пихтовый чай и будьте здоровы!

В народе использовались веники не только из пихты и можжевельника, но даже из кедра, хотя и очень редко. В основном же пользовали ель. В народе говорили, что нет такой болезни, которую не мог бы изгнать еловый веник; особенно же он хорош при болях в позвоночнике, при невралгиях и радикулитах. Еловый веник стимулирует потоотделение и увеличивает кровообращение глубоко в мышцах и даже во внутренних органах. А ещё такой веник, благодаря выделяемым фитонцидам, прекрасно дезинфицирует воздух. Целебная смола — живица, содержащаяся в хвое, издревле славилась как противомикробное и ранозаживляющее, противовоспалительное средство. Такими вениками пропаривали даже плохо заживающие раны. Считается, что такие веники очень быстро восстанавливали кожный покров и даже гнилостные раны быстро зарубцовывались. Более того, кашица из перемолотых свежих еловых иголок при наложении на различные опухолевые образования останавливала их рост.
Известны знахарские бани на хвойном настиле. Для этого на полок укладывали охапкой хвою, и на ней выминали, растягивали и массировали болеющего. Потом его сверху обкладывали слоем растолчённой еловой хвои и покрывали льняной простынёй. И уже через эту простыню его снова выминали и выкатывали различными деревянными плашками или скалками, похлопывали молоточками, деревянными ложками и отчитывали заговорами или молитвами. Интересно, но после такого достаточно жесткого массажа больной умудрялся уснуть прямо в парной. После такого здорового, живичного сна больной восстанавливался практически полностью; достаточно было одной бани, чтобы поднять тяжелобольного на ноги. Что интересно, свежезаваренная хвойная настойка также великолепно бодрит. Более того, хвойные еловые ванны с большим количеством хвои (0,5 ведра хвои на 1 ведро воды) вытаскивают нервного больного из депрессивного состояния, а также помогают женщинам в климактерическом периоде справиться с нервными приступами.
Нельзя не упомянуть эвкалиптовый веник. Очень часто курортники привозят их из сочинского региона. По виду они напоминают ветки ивы, но значительно более жёсткие. Париться эвкалиптовым веником — то же, что раздавать золото нищим на паперти. Проще одну-две эвкалиптовых веточки вкладывать в берёзовый или дубовый веник. Поступать так следует не из экономии, а потому что эвкалиптовый веник совсем не подходит для банного массажа. Его ветви слишком гибкие, скользящие, нагнетать им банный жар неудобно, а если уж вы начали париться эвкалиптовым веником, то вскоре поймете, что он слишком вёрткий в руках, не оттягивает мышцы и кожу, так как это «делают» берёзовые или дубовые веники. Спору нет, эвкалиптовое масло, содержащееся в ветках, одно из сильнейших эфирных масел для ингаляций. Эвкалиптовый веник обладает очень сильным антисептическим действием, которое убивает даже такие микроорганизмы, как стафилококки. А уж эти «гады» умудряются выжить даже в родильных отделениях, где всё постоянно стерилизуется. Эвкалиптовое масло активизирует дыхание, очищает дыхательные пути, способствует заживлению и выводу мокроты при кашле, охриплости и воспалительных заболеваниях. Пары, образующиеся при испарении в бане, препятствуют распространению микробов в воздухе, поэтому служат очень хорошей защитой от инфекционных заболеваний, таких как грипп.
Очень хорош эвкалиптовый веник для тех, кто перенёс туберкулезные заболевания. Кроме того, эфирные масла эвкалипта способствуют усвоению кислорода всеми клетками тканей нашего организма. То есть, используя эвкалиптовый веник в парной, мы добавляем к остальным положительным воздействиям на организм ещё и кислородную ванну. Эвкалиптовый веник действует как возбуждающее средство и способствует концентрации внимания, оказывает тонизирующий и освежающий эффект на физическое и душевное состояние человека. Конечно, если у вас намечается романтический вечер, используйте эвкалиптовый веник. Аромат эвкалипта великолепно взбодрит и настроит на романтическую встречу с любимым человеком. Но помните, что эвкалиптовый веник не подходит для маленьких детей и людей, больных астмой. Более того, высокая дозировка эфирных масел в парной может вызвать головную боль и заторможенность, возможны также и аллергические реакции. После пропарки эвкалиптовым веником, возможно, приносящий сон Морфей долго не придет в вашу спальню. Старый эвкалиптовый веник можно использовать для ароматизации шкафов. Конечно, предварительно стоит сполоснуть его в горячей воде, для того чтобы смыть с листьев остатки пота. При повышенной сонливости, вялости, упадке сил, пониженной работоспособности и плохом настроении, конечно же необходим именно эвкалиптовый веник, потому что он поможет оживить человека и поспособствует активности и концентрации умственной деятельности.
Мало кто знает о пользе ольховых веников, потому что ольха — очень ломкое, хрупкое дерево и веники очень быстро изнашиваются. Ольховые веники делают из коротких кудрявых веточек. Веник замечателен тем, что, попадая во влажный пар русской бани, ольховые листья начинают выделять смолку. Эта смолка удивительным образом омолаживает кожу, поэтому ольховыми вениками в основном парились для того, чтобы омолодить тело и вернуть ему красоту. Действительно, совершенно потрясающая гладкость кожи наблюдается после ольховых пропарок. Даже самой сухой коже не требуется после парной увлажнения кремом. Ольховые листья также использовались как крошево для притирания и вминания при самомассаже в бане, великолепно и чудодейственно восстанавливали функции кожного покрова. Это воистину эликсир молодости; прекрасное средство для лечения экзем, нейродермитов и других заболеваний кожи. Помогают ольховые и орешниковые веники при варикозном расширении вен, при трофических язвах. Так что польза от использования ольхового веника тройная: и удовольствие, и омоложение, и здоровье.
В старину использовались и другие виды веников для знахарской бани — назывались они травными. Конечно, сушёную траву очень сложно представить себе в качестве банного веника, но знахари Руси придумали, как сохранить полезные элементы лечебных, чудодейственных трав для того, чтобы они приносили пользу и в холодный период года. Легко понять, как можно использовать свежие травы в бане — собрал букет, да и попарился им, укрепив слабые травы более сильными, деревянистыми. А вот зимой, после высыхания даже такие крепкие травы, как полынь и зверобой, все равно будут очень быстро раскисать, и никакой пропарки не получится. Так вот знахари Руси придумали укреплять травы целебного характера берёзовыми вениками. При высыхании двух видов растений: целебной травы и берёзовых веток происходит передача друг другу живительной целебной силы. При распаривании такого веника, где один к одному проложены сквозь прутья целебные травы, целебная трава сохраняется. Распаривание же таким веником считается наиболее эффективным при изгнании болезней.

Распечатать



Пожалуйста, заполните необходимые поля

*


× 3 = три